Рекомендации педагогам и родителям по адаптации студентов колледжа

Адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию; это предпосылка активной деятельности и необходимое условие её деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного обучения студента в новых для него условиях.

Адаптация студентов включает: профессиональную и социально-психологическую.

Профессиональная адаптация – это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе.

Социально-психологическая адаптация – это приспособление к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения.

Адаптация первокурсников в колледже происходит по-разному. Так, у одних учащихся адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется.

Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу обучения.

Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации существенно затягивается, сопровождается ухудшением самочувствия, снижением физических и психологических возможностей. Нарушения психологического характера не способствуют становлению личности и приводят к отчислению из ОУ по нежеланию учиться

С чем это связано (причина):

  • Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;
  • Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;
  • Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • Социально-экономические проблемы у иногородних студентов: обеспечение себя   жильем   и   финансовыми   средствами,   незнание   города, отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Этапы адаптации (первичной – социально-психологической, т.е. ознакомление с новыми условиями) и последующей (профессиональной)

Цель работы педагогического коллектива и родителей – создание условий для успешной и быстрой адаптации студентов первого курса. А следовательно, студентам необходима поддержка, как со стороны педагогического коллектива и родителей.

В рамках колледжа существует программа адаптации первокурсников, данную программу совместно реализуют все специалисты: зам. директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, преподаватели, классные руководители.

Психологическая поддержка – это процесс:

  • в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности;
  • который помогает ребенку избежать ошибок; -который поддерживает ребенка при неудачах.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально или не вербально необходимо сообщать ему, что верят в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.

Для того чтобы поддержать ребенка, родители и педагоги сами должны испытывать уверенность, они не смогут оказывать поддержку ребенку до тех пор, пока не научатся принимать себя и не достигнут самоуважения и уверенности

Завышенные требования родителей к ребенку сделают невозможным успех и вполне вероятным разочарование. Например, если родители прежде ожидали, что ребенок будет в школе «самым способным», то они ожидают от него того же и в колледже.

Существуют ложные способы, так называемые «ловушки поддержки».

Так, типичными для родителей способами поддержки ребенка являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничества со сверстниками. Эти методы приводят только к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.

Подлинная поддержка взрослым ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей возможностей – его положительных сторон. Случается, что поведение ребенка не нравится взрослому. Именно в такие моменты он должен предельно четко, что «хотя я и не одобряю твоего поведения, я по -прежнему уважаю тебя как личность». Важно, чтобы взрослый научился понимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражение и т. п.

Центральную роль в развитии уверенности ребенка в себе играет вера родителей и педагогов в ребенка. Родитель должен показать ребенку, что он является важным членом семьи и значит для нее больше,чем связанные с ним проблемы.

Взрослые часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против ребенка. Такой акцент на прошлом может породить у ребенка ощущение преследования. Ребенок может решить: «Нет никакой возможности изменить мою репутацию, так что пусть меня считают плохим».