80 лет системы профессионального образования

«Специалист — это тот, кто знает очень много об очень малом»

Батлер Н.

Учитывая, что зарождение профессиональной подготовки молодежи прямо связано с тысячелетней историей самой страны, выделяются два больших временных периода:

  • становление профессионального образования на Руси и в России (VI — конец XIX века)
  • развитие системы профессионального образования в России (с 1888 года до революции 1917 года).

Период X—XI вв. оказался очень важным в отечественной истории. Он был связан с реформированием Руси после принятия христианства как государственной религии, пришедшая вместе с ней система управления и хозяйства Византии — вызвала развитие новых ремесел. Оставаясь еще в значительной степени индивидуальным, обучение каменному строительству, ювелирной технике, стеклоделию, иконописи и другим видам работ уже проходило на базе небольших мастерских. Число своих, русских, мастеров новых специальностей превысило число приглашаемых иностранных.

Этапным для профессионального начального обучения стало время становления Российской империи. Петр I и особенно его единомышленники, «птенцы гнезда Петрова», как их потом будут называть, очень много сделали для зарождения профессиональных учебных заведений. Петр І задумал превратить замшелую патриархальную Русь в сильнейшее цивилизованное государство, с которым бы считались соседи, уважали союзники и боялись враги. Другими словами, Петр решил построить фактически новое экономически развитое государство – с новыми заводами и налаженными торговыми отношениями с европейскими государствами. Для этого ему было нужно не только “прорубить окно в Европу”, но и раскачать своих ленивых подданных. Он верил, Россия имеет огромный потенциал, как людских, так и природных ресурсов. И все что нужно, чтобы построить новое государство – это пробудить “русского медведя” от спячки.

На создание новой системы образования Екатерину II  воодушевила философия европейского Просвещения, поэтому большое внимание уделялось социокультурным задачам и познаниям человеческого разума. Однако и профессиональное образование не было забыто. Так в Сибири, на Урале и Алтае быстро развивались горнозаводские школы, среди которых самой крупной стала школа при Екатеринбургском металлургическом заводе.

29 июля 1920 года в действие вступил Декрет об учебной профтехнической повинности, согласно которому все рабочие (от 10 до 40 лет) были обязаны учиться. Этим Декретом правительство молодой страны хотело одним махом уничтожить техническую безграмотность населения. По всей стране стало массово организовываться Ф З У (фабрично-заводское ученичество) – профессиональные школы нового типа. ФЗУ, которые стали первыми профессионально-политехническими школами в системе народного образования СССР, должны были сформировать народную интеллигенцию из рядов рабочего класса, и пополнить техникумы и ВУЗы. Но ожидания правительства не оправдались, поскольку ФЗУ, ориентированные на подготовку рабочего-универсала, не удовлетворяли потребности постоянно развивающейся промышленности.

В 1940 году большая часть школ ФЗУ были реформированы в школы ФЗО (фабрично-заводское обучение), а Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о ГТР (Государственные Трудовые Резервы). Согласно этому указу в СССР было учреждено два типа учебных заведений: школы ФЗО – на протяжении 6 месяцев эти школы занимались подготовкой рабочих массовых профессий железнодорожные и ремесленные училища – на протяжении двух лет эти училища занимались подготовкой квалифицированных рабочих.

Днем рождения системы профессионального образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.

В 2020 году исполнилось 80 лет со дня создания системы профтехобразования!

 Уважаемые преподаватели, мастера производственного обучения и студенты колледжа системы профтехобразования! Примите наши искренние поздравления с важным для всех нас праздником, который ещё раз напоминает о важности и необходимости подготовки квалифицированных кадров для всех сфер деятельности людей.   Терпения вам, здоровья и благополучия!


От юбилея к юбилею профтех взрослел, мудрел, мужал,
Ни сил, ни кадров не жалея, с колен Россию поднимал!
Побед дешевых не бывает, за все приходится платить,
И кто профтехсистему знает, сумеет это подтвердить!
Вы все в истории России отдельной значитесь строкой.
Вы – цвет её, опора, сила, её надежда и покой.
Всем тем, кто вышел из профтеха, и тем, кто трудится сейчас,
Желаем творческих успехов, и этот час – ваш звездный час!
Профтех – поэзия и проза, судьбы нелегкой виражи!
У вас сейчас прекрасный возраст, профтех живет, и будет жить!