Как заставить мозг эффективно работать в условиях информационного хаоса

Если еще несколько десятилетий назад успешным считался тот, кто просто много зарабатывал, то сегодня быть настоящим профессионалом — значит уметь быстро переключать внимание и виртуозно ориентироваться в потоке информации, поступающей извне. Век цифровых технологий диктует свои правила: данных об окружающей действительности стало так много, что мозгу нелегко их сортировать, а увеличивающиеся с каждым днем нагрузки заставляют нас искать новые способы обрабатывать потоки информации.

В наши дни умение грамотно распределять время стало не просто приятным бонусом, а одним из основных требований, предъявляемых работодателем потенциальному сотруднику. Бизнес-эксперты читают курсы по тайм-менеджменту и посвящают этой проблеме целые книги, которые расходятся огромными тиражами, а в интернете едва ли не каждый месяц появляется новая методика, призванная облегчить жизнь
тем, кто хочет всё успевать.

Вероятно, тайм-менеджмент не был бы такой большой проблемой, если бы у нас получалось последовательно выполнять рекомендации экспертов и оставаться собранными, когда очередной дедлайн подобрался слишком близко.

Но гонка за результатом и навязанное обществом желание соответствовать образу делового, сконцентрированного, целеустремленного человека, который щелкает рабочие задачи как орешки и не теряет ни минуты на пустяки, неизбежно угнетает нас. Существуют и более специфические трудности. В среде разработчиков информационных технологий, например, отлично знают, что такое JavaScript fatigue1 — утомление JavaScript’ом. Пятнадцать-двадцать лет назад в нашем распоряжении был довольно ограниченный набор инструментов программирования и, получив задачу, специалист просто сразу начинал писать код. Сегодня работа над проектом может застопориться на несколько недель исключительно потому, что программисту приходится долго и мучительно решать, какие именно инструменты использовать, ведь теперь выбор огромен.

Всё это приводит к так называемому профессиональному выгоранию.
О массовости выгорания заговорили только в последние годы. Обычно оно возникает вследствие слишком напряженного рабочего ритма и проявляется, кроме всего прочего, в ухудшении памяти, внимания, скорости обработки информации. Человек не чувствует себя успешным при выполнении своих обязанностей на работе, теряет способность долго концентрироваться на одном предмете. Разумеется, в таком состоянии он не может быть эффективным сотрудником — и от этого страдает еще больше.