Урок-реконструкция «Без срока давности»

19 апреля в рамках просветительского проекта «Без срока давности», для студентов 1 курса колледжа был проведен урок-реконструкция. Обучающиеся погружались в ситуацию выбора участника событий, связанных с геноцидом народов СССР нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны, после чего получали информацию о реальных фактах геноцида на конкретных примерах. Для проведения реконструкции на уроке использовалась мультимедийная версия, включающая интерактивное поле, на котором расположены примеры территорий, население которых подверглось геноциду со стороны фашистов и их пособников.

«Без срока давности» –  это просветительский проект, инициированный Президентом России В.В. Путиным, направленный на сохранение у современников памяти о Великой Отечественной войне. В рамках проекта рассекречиваются архивные документы, ведутся полевые работы, проходят просветительские акции и научные конференции. Основная задача проекта рассказать о том, что у нацизма не было обратной, «светлой» стороны: мирные жители оккупированных территорий подвергались массовому геноциду со стороны захватчиков. Согласно идеологии национал-социализма жители нашей страны, как и других захваченных нацистами государств, были обречены на уничтожение. В результате карательных операций и иных действий на оккупированной территории СССР было уничтожено 11,5 млн человек, вина которых состояла только в том, что они были советскими гражданами и жили на землях, подлежавших по плану «ОСТ» «беспощадной германизации».

На данном уроке было раскрыто  понятие «геноцид», обращено внимание учащихся на то, что его основные смысловые конструкции были сформулированы в ходе Нюрнбергского трибунала и получили затем закрепление в Конвенции ООН 1948 г.

Уроки прошлого нельзя забывать, чтобы не допустить повторения всенародного горя в настоящем. История Великой Отечественной, Второй мировой, история геноцида народов Советского Союза – это не абстрактная история, это история каждой семьи, она будет иметь значение для многих поколений наших потомков, и они тоже будут смотреть парад и военные фильмы, петь военные песни, гордиться предками и страстно желать, чтобы те страшные четыре года, которые нашим семьям и ближайшим соседям пришлось пережить, никогда не повторились.

Помнить, чтобы не допустить… Однако еще древние говорили, что память устроена сложно. И настоящее дает нам горькие примеры проявления нацизма, неонацизма, геноцида в отношении отдельных народов… Яркие факты неонацизма сегодня мы видим в США, Европе, некоторых странах Латинской Америки, Украине… У таких действий против человечества и мира нет срока и места давности. Ни один памятник не в состоянии что-либо помнить. Место памяти – в человеке. Она живет в нем, бередит его ум и чувства, задает вопросы и требует ответов.

По окончании урока ребятам было предложено написать письма, в которых они отвечали на оценочные вопросы:

  1. Что Вы испытываете, увидев преступления нацистов и их пособников против мирного населения?
  2. Для чего необходимо сохранить и знать историческую правду о преступлениях нацистов в отношении мирного советского населения в годы Великой Отечественной войны?

Это было сделано  с той целью , чтобы стимулировать творческую активность и искренность в ответе на вопросы и выражение своей позиции.

                                                                     Мазур Е.В., преподаватель истории