Основы репортажной съемки

Основы репортажной съёмки.

Сайт без фотографий и картинок – скучный сайт.  Графический контент оживляет сайт, делает его более интересным, узнаваемым, информативным. Тексты, иллюстрированные качественными и интересными картинками, будут прочитаны большее число раз, чем не иллюстрированные.

Особенно в этом плане важна вступительная картинка статьи, т.к. зачастую именно она может склонить посетителя к прочтению. По этому поводу даже проводились исследования, которые показали пользу от графики, расположенной в начале текста.

В чем заключаются особенности репортажной съемки:

  • Ограниченное время съемки;
  • Быстрая смена событий;
  • Необходимость четко отображать происходящее, стараясь запечатлеть всех участников мероприятия;
  • Делать снимки с разных планов, отслеживая хронологию события.

При этом фотограф не должен расслабляться, иначе пропустит интересный кадр.

Виды репортажной съемки в образовательном учреждении:

1. Съемка спортивных соревнований.

Фотографу особенно пригодятся мгновенная реакция и умение «поймать момент». Секунда задержки, и ценный кадр потерян безвозвратно, повторить «на бис» его не получится. Еще сложнее определиться с правильным ракурсом: неудачный выбор сведет на нет все усилия. Особенно сложно снимать командную игру, когда игроки активно перемещаются — в этом случае рекомендуется использовать режим покадровой съемки. На одном спортсмене проще сфокусироваться, легче предвидеть ключевые моменты состязания.

2. Съемки праздников, мероприятий.

  • Снимая репортаж, не экономьте на кадрах. Специфика репортажной съемки такова, что в кадре одновременно находится много людей. И может получиться так, что отличная фотография будет испорчена скривившимся лицом человека на заднем плане кадра. Снимать много дублей — самый эффективный (и по сути единственный) способ избежать этого неприятного момента.
  • При построении кадра — старайтесь сделать так, чтобы в нем присутствовал логотип организации и название мероприятия. Это очень важно, т.к. подобный кадр больше расскажет зрителю о мероприятии. Ведь по сути, задача репортажного фотографа — рассказать в фотографиях, что это было за мероприятие, а так же где, когда и как оно происходило.
  • Будьте внимательны и оперативны во время торжественной части, выбирайте наиболее выгодный ракурс, который позволит включить в кадр главных героев мероприятия. Меняйте точки съемки, свободно перемещайтесь по площадке в поисках ярких, выразительных фотографий.
  • Кадры не должны быть однотипными. Меняйте позиции, ракурсы, приближайте и удаляйте фокус, ищите интересные лица и моменты, эмоционально скрашивающие ситуацию. И не забывайте о деталях – они могут достойно дополнить и композиционно разрядить материал.

Выбирайте светосильную оптику.

Чем меньше отверстие диафрагмы, тем более четкий снимок вы получите. Светосильная оптика также дает возможность снимать при слабом освещении, и избежать излишнего  цветового шума и размазывания при движении объектов в кадре. Это важно как при съёмке в помещении, так и при съёмке спортивных соревнований.

Не хватает освещения, ищите место, где есть подсветка, используйте вспышку, снимайте у естественных источников света (окна, например), используйте ассистента с рефлектором. 

Не снимайте напротив окна и других источников освещения! Вы получите тёмные лица и яркое светлое пятно окна.

Съёмка на мероприятии

Чтобы снять хороший фоторепортаж, прежде всего нужно понять — для какой цели вы делаете фотографии. Понятно, что фотосъемка делается не просто так, а чтобы в последствии как-то использовать получившиеся фотографии. Снимая любое мероприятие — вы должны понимать, куда потом пойдут ваши фотографии и исходя из этого — снимать те кадры, которые будут использованы по разному назначению. Хороший репортажный фотограф, снимая мероприятие, делает фотографии трех типов:

Фотографии для внутреннего использования.

Снимки для публикации в корпоративном журнале, оформление брошюр, стендов, и прочих материалов, которые будут использоваться внутри организации. Какие это должны быть фотографии? Это фотографии, которые интересны прежде всего — руководству организации. Здесь важно запечатлеть, как веселятся и отдыхают участники мероприятия. Как проходят конкурсы и розыгрыши призов.

Фотографии для использования в СМИ

Фотографии с некоторых презентаций или праздников впоследствии публикуются в СМИ. Соответственно, нужно делать кадры с расчетом на их дальнейшую публикацию в изданиях.
А именно:
– Позитивные, радостные люди в кадре, где присутствует логотип или символика организации, учреждения, где проходит праздник или мероприятие.
– Разноплановые кадры с выступлений высшего руководства.
– Кадры, максимально позитивно рассказывающие о мероприятии в целом.

Персональные фотографии участников мероприятия

Старайтесь делать и обычные кадры с участниками мероприятия, где могут позировать счастливые, улыбающиеся участники. Это банальные кадры, но они очень востребованы.
Дело в том, что самим сотрудникам организации или участникам мероприятия действительно интересны те кадры, на которых есть они сами. И именно такие кадры они будут потом выкладывать на «одноклассниках» и «вконтакте».

Также не забывайте об абстрактных фотографиях — интерьера, столов с едой и пр. Особо увлекаться такими сюжетами не стоит, но небольшое наличие подобных кадров в вашем репортаже необходимо.

Самые распространенные ошибки при репортажной съемке

Смазанные объекты в кадре

Основной ошибкой является неверное использование параметров выдержки и диафрагмы. При длительной выдержке, которая используется при недостаточном освещении (часто такое происходит в автоматическом режиме съемки) происходит смазывание движущихся объектов и фотография теряет смысл.

При съёмке движущихся объектов необходимо использовать приоритет выдержки, устанавливая более короткую из возможных. Съёмку спортивных соревнований, танцев лучше производить зеркальной цифровой камерой, со светосильной оптикой. При съёмке смартфоном, надо устанавливать параметры съемки вручную и не полагаться на автоматическое решение камеры. И надо быть готовым к тому, что множество снимков окажутся смазанными и непригодными к использованию.

Близкая точка съёмки с широкоугольным объективом

При такой съемке, особенно это часто проявляется при съемке на камеру смартфона (в них объектив имеет широкий угол съемки) происходят искажения, которые исправить практически невозможно. Уродуются фигуры, лица. Огромный нос, губы, все выступающие вперёд части тела или предметы увеличиваются в размерах. Это может быть смешно, но никак не привлекательно. И если для личного аккаунта в инстаграмме такие фото могут быть приемлемы, то для официального сайта, для репортажной съемки категорически нет.  Вот примеры перспективного искажения.

Заваленный горизонт

Бывают случаи, когда “фоторепортёр” намеренно или непроизвольно наклоняет камеру, тем самым заваливая линию горизонта. Иногда такой снимок не получается выровнять даже при помощи фоторедактора. Чтобы избежать этой грубой ошибки, пользуйтесь специальной сеткой или уровнем на камере, которые помогают правильно выстроить горизонталь, задать композиции красивую симметрию, сбалансировать снимок.

Формат Jpeg и баланс белого

Такой формат не предусматривает автоматической коррекции баланса цвета и снимки часто получаются чрезмерно жёлтыми, синими, фиолетовыми… Отчасти исправить такой дефект сложно даже в фотошопе, и довольно трудоёмко. Поэтому надо заранее утснавливать параметры съёмки вручную и не полагаться на автоматику. Установить нужные параметры, сделать несколько снимков при разных ракурсов, посмотреть результат, при необходимости опять изменить параметры, пока не добьётесь наиболее точной цветопередачи.

Неинтересный репортаж

Одна из грубых ошибок, которую допускают начинающие или ленивые фотографы – съемка со штатива или из одной точки. Да, церемонию вручения дипломов 100 участникам мероприятия снимать скучновато и малоинтересно, но и это событие можно сделать ярче.
Начните с самого здания, зала, в которой происходит событие. Запечатлите участников, которые готовятся к церемонии. Во время награждения меняйте планы: крупные, общие, групповые, акцентируйтесь на деталях. Ловите эмоции на лицах – не забывайте про зрительский зал. Будьте подвижны, не застывайте на месте.

Фотомусор

В кадре важен не только ключевой объект, но и фон, который открывается за его спиной. Когда из за спины или головы снимаемого человека выглядывает электрический щиток, на голове висит горшок с цветами, из за плеча торчит голова другого человека и т.д. – это вызывает сильный диссонанс.  Лишние детали можно убрать в фоторедакторе, но это трудоёмко и лучше следить за тем, чтобы они не попадали в кадр.

Плотное кадрирование

Когда объект соприкасается с границами снимка – это фото-брак. Ещё хуже, когда у объекта отрезается часть и уходит за рамки кадра. Представьте, человек с обрезанной рукой, локтем, ухом, пол головы…
Кадрируя снимок, не сжимайте пространство, всегда оставляйте место со всех сторон, не только над головой. Следите, чтобы объект полностью попадал в кадр.

Открытый рот

Одна их самых распространенных ошибок, которая возникает при съемке выступающих со сцены людей. Причем, не только рот может смутить, у человека от волнения меняется мимика, и не в лучшую сторону. Как поймать удачные кадры и избежать этих ошибок:

  • Один объект снимайте в дублях, не жалейте кадры. Чем больше вы отснимите, тем богаче будет выбор. И далеко не всегда ЖК-экран камеры позволяет распознать адекватность выражения лица. Часто то, что кажется нормальным, на компьютере расстраивает.
  • Фотографируйте человека в момент, когда он только что поднялся на сцену и готовится к своему выступлению. Особенно сложно снимать спикеров, читающих речь по бумажке – голова наклонена вниз, глаза опущены, лица не видно.
  • Следите за тенями. особенно в области головы, чтобы рядом с головой не было резко очерченной тени. Выбирайте такую точку съёмки, чтобы тень не была видна.

Несоблюдение профессиональной этики

Не снимайте людей со спины. Это противоречит всем канонам профессиональной этики при репортажной съёмке.


Фотоколлаж для публикации в СМИ

Если вдруг возникает необходимость или желание сделать фотоколлаж, то следует учитывать:

  • Фон не должен быть ярче и разноцветнее фотографий.
  • Более светлое и яркое всегда визуально приближается, выступает на передний план, занимает доминирующее положение, более тёмное отдаляется, уходит на задний план, становится менее значимым.

Если главное в коллаже все таки фотографии, то они должны быть ярче фона, доминировать, а фон пусть будет более тёмный, нейтральный по отношению к фотографиям.