Стороны общения
- Коммуникативная: обмен информацией людьми
- Интерактивная: организация взаимодействия, согласование действий, распределение функций, влияние на настроение, поведение, убеждения
- Перцептивная: восприятие друг друга между партнерами по общению; установление взаимопонимания
Средства общения
- Язык – система слов, выражений, их соединения в осмысленные высказывания.
- Интонация- придает разный смысл одной и той же фразе.
- Мимика, поза, взгляд – могут усиливать, дополнять или опровергать смысл сказанного.
- Жесты – общепризнанные и экспрессивные, служащие для большей выразительности.
- Расстояние общения – зависит от национальных, культурных традиций, степени доверия к собеседнику.
Причины плохой коммуникации
- стереотипы, предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам;
- враждебные отношения между людьми;
- отсутствие внимания, интереса собеседника;
- пренебрежение фактами – привычка делать выводы на основе неполной информации;
- ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность;
- неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения
- Открытое – присутствуют желание и умение полно выразить свою точку зрения, учитывая позиции партнера по общению и закрытое – когда открытие планов и чувств противнику нецелесообразно.
- Монологическое – диалогическое,
- Ролевое (исходя из социальной роли) -личностное(«по душам»).
Виды общения
- «Контакт масок»
- Примитивное общении
- Формально-ролевое общение
- Деловое общение
- Духовное общение
- Манипулятивное общение
- Светское общение
Трудные для общения люди
- “Агрессивисты” – говорят колкости, задирают других, раздражаются.
- “Жалобщики” – жалуются, но ничего не делают, так как считают себя ни на что не способными или не хотят брать на себя ответственность.
- “Молчуны” – спокойны, немногословны и невозмутимы. Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности.
- “Сверхпокладистые” – всегда говорят “да”, по любому поводу обещают поддержку, но нередко их слова расходятся с делом.
- “Вечные пессимисты” – они всегда и во всем предвидят неудачи.
- “Всезнайки” – считают себя выше других, но на самом деле они только играют роль.
- “Нерешительные”, или “стопоры”, – лица, которые не могут принять решение, поскольку боятся ошибиться.
ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
- Эмпатия – умение видеть мир глазами других, воспринимать поступки с их точки зрения.
- Доброжелательность – способность чувствовать и показывать своё расположение к человеку.
- Конкретность – умение говорить о своих конкретных переживаниях.
- Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях.
- Непосредственность – открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.
- Самопознание – исследовательское отношение к собственной жизни и поведению.
- Аутентичность – способность быть самим собой, быть естественным.
- Принятие чувства – умение выражать и принимать эмоции.
- Открытость – готовность открыть людям свой внутренний мир, искренность.
ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ
- Самый важный человек – тот, который перед тобой.
- Будьте доброжелательны, приветливы.
- Умейте слушать собеседника.
- Общайтесь так, чтобы человеку захотелось пообщаться с вами вновь.
- Соблюдайте интересы другого.
- Умейте учесть индивидуальные особенности собеседника.
- Избегайте возражений, резких суждений, возможно мнение по этому вопросу изменится.