Общение как специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми

Стороны общения

  • Коммуникативная: обмен информацией людьми
  • Интерактивная: организация взаимодействия, согласование действий, распределение функций, влияние на настроение, поведение, убеждения
  • Перцептивная: восприятие друг друга между партнерами по общению; установление взаимопонимания

Средства общения

  • Язык – система слов, выражений, их соединения в осмысленные высказывания.
  • Интонация- придает разный смысл одной и той же фразе.
  • Мимика, поза, взгляд – могут усиливать, дополнять или опровергать смысл сказанного.
  • Жесты – общепризнанные и экспрессивные, служащие для большей выразительности.
  • Расстояние общения – зависит от национальных, культурных традиций, степени доверия к собеседнику.

Причины плохой коммуникации

  • стереотипы, предвзятые представления – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам;
  • враждебные отношения между людьми;
  • отсутствие внимания, интереса собеседника;
  • пренебрежение фактами – привычка делать выводы на основе неполной информации;
  • ошибки в построении высказываний – неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность;
  • неверный выбор стратегии и тактики общения.

Стратегии общения

  • Открытое – присутствуют желание и умение полно выразить свою точку зрения, учитывая позиции партнера по общению и закрытое – когда открытие планов и чувств противнику нецелесообразно.
  • Монологическое – диалогическое,
  • Ролевое (исходя из социальной роли) -личностное(«по душам»).

Виды общения

  • «Контакт масок»
  • Примитивное общении
  • Формально-ролевое общение
  • Деловое общение
  • Духовное общение
  • Манипулятивное общение
  • Светское общение

Трудные для общения люди

  • “Агрессивисты” – говорят колкости, задирают других, раздражаются.
  • “Жалобщики” – жалуются, но ничего не делают, так как считают себя ни на что не способными или не хотят брать на себя ответствен­ность.
  • “Молчуны” – спокойны, немногословны и невозмутимы. Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности.
  • “Сверхпокладистые” – всегда говорят “да”, по любому поводу обещают поддержку, но нередко их слова расходятся с делом.
  • “Вечные пессимисты” – они всегда и во всем предвидят неудачи.
  • “Всезнайки” – считают себя выше других, но на самом деле они только играют роль.
  • “Нерешительные”, или “стопоры”, – лица, которые не могут принять решение, поскольку боятся ошибиться.

ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА ДЛЯ ОБЩЕНИЯ

  • Эмпатия – умение видеть мир глазами других, воспринимать поступки с их точки зрения.
  • Доброжелательность – способность чувствовать и показывать своё расположение к человеку.
  • Конкретность – умение говорить о своих конкретных переживаниях.
  • Инициативность – склонность к деятельной позиции в отношениях.
  • Непосредственность – открытая демонстрация своего отношения к проблемам, людям.
  • Самопознание – исследовательское отношение к собственной жизни и поведению.
  • Аутентичность – способность быть самим собой, быть естественным.
  • Принятие чувства – умение выражать и принимать эмоции.
  • Открытость – готовность открыть людям свой внутренний мир, искренность.

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

  • Самый важный человек – тот, который перед тобой.
  • Будьте доброжелательны, приветливы.
  • Умейте слушать собеседника.
  • Общайтесь так, чтобы человеку захотелось пообщаться с вами вновь.
  • Соблюдайте интересы другого.
  • Умейте учесть индивидуальные особенности собеседника.
  • Избегайте возражений, резких суждений, возможно мнение по этому вопросу изменится.